Английский
язык
Высокая техническая оснащенность нашей школы
предоставляет учителям английского языка внедрять и применять новые информационные технологии, использовать все средства коммуникаций, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально развитой личности.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского
языка являются:
Ø повышение мотивации к изучению языка;
Ø развитие речевой компетенции: умение понимать
аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных
аргументированных высказываниях;
Ø увеличение объема лингвистических знаний;
Ø расширение объема знаний о социокультурной специфике
страны изучаемого языка;
Ø развитие способности и готовности к самостоятельному
изучению английского языка.
Только учебника и учителя для формирования
самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению,
самонаблюдению, самооценке) недостаточно.
Использование компьютерных средств обучения при овладении
английского языка, при формировании
навыков и умений в различных видах речевой деятельности.
При обучении
фонетике
С помощью ИКТ
часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности
(использование электронных учебников) позволяют прослушивать речь на изучаемом
языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование
скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно
сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и
автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические
навыки. Компьютер предлагает список слов
для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или
фразы ученика с целью контроля,
самоконтроля и корректировки;
При обучении
грамматике:
Использование ИКТ на уроке грамматики возможно
при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном
цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении
(произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься
легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть
рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость
записывания материала на доске ( программа Power Point )
И с помощью
ИКТ интереснее можно провести контроль
уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки
(автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения
грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).
При обучении лексике:
на основе тестовых и игровых компьютерных программ с
использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального
словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические
словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения
лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:
Ø упражнения на
заполнение пропусков.. В случае неверного ответа возможны следующие варианты
развития событий:
Ø запрет обучаемому переходить к следующему заданию или
предложению;
2) переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их
корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или
проставление знака "крестик”, означающего неверный ответ;
Ø упражнения в
виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается
серым, а не чёрным цветом;
Ø упражнения в
виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор
на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое
предложение и становится за последним перемещённым словом.
Ø учащемуся предлагается
соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или
антонимов;
Ø учащемуся предлагается
список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с
соответствующей ему дефиницией (картинкой);
Ø упражнения
"Найди ошибку", в котором предлагается исправить то или иное слово в
соответствии с данной ситуацией;
Ø
При обучении
чтению:
ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения
за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа
предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных
лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из
текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной,
уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование
умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание
справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или
экстралингвистической информации (за счет использования автоматических
словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания
прочитанного текста.
При обучении
аудированию:
формирование фонетических навыков аудирования;
контроль правильности понимания прослушанного текста.
При обучении
говорению:
формирование фонетических навыков говорения;
организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на
базе симулятивно-моделирующих программ.
При обучении
переводу:
формирование лексических и грамматических навыков
перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования
текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного
перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение
автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).
Рассмотрим использование компьютерных технологий на
уроке английского языка.
Урок –
проект. Учащиеся выполняют
презентации в программе Power
Point, Очень
интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка
это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки.
Ученики делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают
свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать
сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и
много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Были
представлены презентации на следующие темы: «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя
квартира», «Моя школа», «Мой день рождения», «Мой день». Презентации учащихся
это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружении, но и попытка
прокомментировать их и высказать свое мнение, а если его нет в выступлении,
одноклассники обязательно поинтересуются. Этот интерес к мнению друзей
соответствует возрастным особенностям.
Изучение новой темы.
Использование
наряду с традиционной технологией
обучения возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.
Итоговый урок:
ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит
время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности
оценки.
Проанализировав опыт
применения ИКТ на уроках иностранного
языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
Ø
мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
Ø
способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
Ø
улучшают качество усвоения материала;
Ø
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
Ø
дают возможность избежать субъективности оценки.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий
создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Компьютерные
технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств
обучаемых.
|